Медицинские новости и статьи

Дети и подростки с сахарным диабетом 1 типа и психическими расстройствами имеют низкую успеваемость

Согласно недавнему исследованию, опубликованному в журнале Jama Network Open, дети и подростки с диабетом 1 типа (СД1) и психическими расстройствами имеют значительно больший риск неуспеваемости в обучении по сравнению с детьми и подростками только с СД1 и здоровыми учащимися. Это первая часть нашей серии из трех статей о диабете 1 типа (2-я часть, 3-я часть).

Все материалы и статьи для пациентов, читайте!

Дети и подростки с диабетом 1 типа, которые также имеют психические расстройства, испытывают продолжительные трудности в образовании по сравнению с теми, у кого есть только СД1. Диабет 1 типа, возникающий в детском возрасте, является одним из самых распространенных хронических заболеваний, а у детей и подростков с этим диабетом есть риск развития депрессии, тревоги, нарушений развития нервной системы (НДР) и других психических расстройств.

Предыдущие исследования показывают, что дети и подростки с СД1 имеют больший риск развития психических расстройств по сравнению с детьми без СД1. Однако отсутствуют исследования, исследующие связь между психическими расстройствами и результатами обучения, отмечают авторы.

Основной целью данного исследования было изучить результаты обучения у детей и подростков с СД1, имеющих или не имеющих психические расстройства. Дополнительной целью было оценить, различаются ли связи между различными психическими расстройствами.

В данном популяционном когортном исследовании были включены лица, родившиеся в Швеции с 1 января 1973 года по 31 декабря 1997 года. Данные были извлечены из нескольких шведских регистров, а наблюдение продолжалось с момента рождения до 31 декабря 2013 года. Сбор данных был осуществлен с 1 марта по 30 июня 2022 года. В первоначальное когортное исследование вошли 2 607 319 человек, родившихся в Швеции. Лица с диагнозом хромосомных аномалий, органических заболеваний головного мозга или умственной отсталостью были исключены. Итоговая когорта составляла 2 454 862 человека (51,3% мужчин).

Воздействие, рассматриваемое в исследовании, включало СД1 и психические расстройства, такие как депрессия, тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения, биполярное расстройство, психотическое расстройство и злоупотребление психоактивными веществами, которые были диагностированы до 16 лет.

Образовательные результаты оценивались по достижению важных этапов образования и обязательных успехов в школе. Все дети в Швеции в период исследования обязаны были начать обучение в обязательной школе примерно в 6-летнем возрасте. Продолжительность обязательного школьного образования обычно составляет 9 лет и включает начальную и основную школу. К 9-му году обязательной школы учащиеся оцениваются на право поступления в старшие классы средней школы, которая длится 3 года. По словам авторов исследования, после этого периода учащиеся могут подавать заявления в университет для продолжения высшего образования. Рассмотренные образовательные этапы включали завершение обязательного школьного образования, поступление в старшие классы средней школы, окончание гимназии, поступление в университет и получение высшего образования.

Авторы отмечают, что для статистического анализа "мы начинали с моделирования СД1 и любого психического расстройства для каждого исхода, учитывая их взаимодействие. Этот подход позволил нам сравнивать людей с СД1 и психическим расстройством или без него с их здоровыми сверстниками (то есть без СД1 и психическим расстройством). Затем мы одновременно моделировали СД1 и 3 категории (НДЗ, депрессия или тревога и другие психические расстройства) как независимые факторы, учитывая взаимодействие между СД1 и этими 3 категориями. Этот подход позволил нам сравнивать людей с СД1 с каждой из этих категорий или без них с их здоровыми сверстниками, с учетом влияния других категорий".

Из 2 454 862 человек, включенных в исследование, 13 294 (0,5% [53,9% мужчин]) были диагностированы СД1. Медиана (IQR [межквартильный размах]) возраста на момент постановки диагноза составила 9,5 (6,0-12,5) лет. Среди этих пациентов 1012 (7,6%) также имели как минимум одно психическое расстройство. У пациентов только с СД1 шансы на завершение обязательного образования были сравнимы с здоровыми сверстниками (без СД1 и психических расстройств) (ОШ 1,09; 95% ДИ 0,93-1,28), но статистически значимо ниже шансы достижения постпринудительных вех (ОШ 0,82-0,89).

Авторы отмечают, что у людей с СД1 и психическими расстройствами шансы на достижение каждого этапа обучения, включая завершение обязательной школы (ОШ 0,17; 95% ДИ 0,13-0,21), поступление в гимназию (ОШ 0,25; 95% ДИ 0,21-0,30), окончание гимназии (ОШ 0,19; 95% ДИ 0,14-0,26), поступление в университет (ОШ 0,36; 95% ДИ 0,29-0,46) и окончание университета (ОШ 0,30; 95% ДИ 0,20-0,47) были значительно ниже. Все три категории психических расстройств (НДЗ, депрессия или тревога и другие психические расстройства) были связаны с более низкими шансами достижения этих этапов у людей с СД1, причем у людей с НДЗ наблюдались самые серьезные недостатки с "значительно более низкими шансами завершить обязательную школьную программу (ОШ 0,09; 95% ДИ 0,06-0,13), удовлетворить требованиям (ОШ 0,19; 95% ДИ 0,14-0,25) и окончить гимназию (ОШ 0,26; 95% ДИ 0,20-0,34) и поступить в университет (ОШ 0,26; 95% ДИ 0,14-0,47), и только три из них когда-либо заканчивали университет", - пишут авторы.

Обязательная школьная успеваемость отражалась в среднем балле (из 20 баллов) по школьным предметам при окончании школы. У тех, у кого только СД1, был немного более низкий средний балл по сравнению со здоровыми сверстниками по всем предметам (β = -0,13; 95% ДИ -0,20 до -0,06) и по основным предметам (шведский, английский и математика) (β = -0,26; 95% ДИ -0,33 до -0,18). У людей с СД1 и психическими расстройствами средний балл был ниже по всем предметам (β = -1,73; 95% ДИ от -2,00 до -1,46) и по основным предметам (β = -2,72; 95% ДИ от -3,02 до -2,42).

Основываясь на полученных результатах, авторы пришли к выводу, что у студентов с СД1 и психическими расстройствами наблюдается "постоянная длительная неуспеваемость в учебе". Эти результаты подчеркивают важность выявления психических расстройств у детей и подростков с СД1 и необходимость предоставления целенаправленных образовательных мероприятий и поддержки для уменьшения разрыва в образовании между заболевшими детьми и их сверстниками.