Медицинские новости и статьи

Формирование психологической стойкости у конкурентоспособного студента-спортсмена

Поддержание психического здоровья у молодых студентов-спортсменов может быть сложной задачей, особенно когда эти спортсмены являются высококонкурентными в своих видах спорта. На них ложится значительная нагрузка и акцент на обучение, тренировки и командную работу, особенно для выдающихся студентов-спортсменов, которые обладают особыми способностями и преданностью своему делу; их спортивная идентичность становится синонимом их личности. Таким образом, они придают огромное значение этой роли, и для многих из них спорт становится неотъемлемой и доминирующей частью их жизни. Такой "все или ничего" менталитет может превалировать над их инвестициями в образование, а иногда даже над семейными связями, особенно если им приходится тренироваться вдали от дома. Кроме того, их отношения со сверстниками могут сильно пострадать.

Все материалы и статьи для пациентов, читайте!

Будь то в средней школе или на университетском уровне, студенты-спортсмены могут получать признание и поддержку за свои достижения и эмоционально вознаграждаются своими сверстниками и обществом в целом, когда они успешно выступают в своих видах спорта. Однако легко недооценить, насколько для них важна эта ассоциация, особенно когда они переходят через подростковый возраст и начинают задумываться о перспективах профессионального спорта или участия в Олимпийских играх. Выбранный ими вид спорта становится движущей силой в их жизни.

Давление звездного спортсмена

Справляться с психологическим давлением, связанным с победой в игре, переходом на следующий уровень, участием в финальных или чемпионских соревнованиях, может зависеть от нескольких факторов. Здесь педиатры могут обсудить с родителями необходимость сбалансированного подхода к целям спортсмена, чтобы легкая атлетика не стала единственным аспектом жизни и процветания юного спортсмена.

"К сожалению, во многих случаях тренеры, работающие с такими высокоэффективными спортсменами, считают, что их собственный успех тесно связан со спортсменом, и, фактически, их экономическое положение и репутация могут зависеть от успеха этого спортсмена. Их собственные интересы часто тесно связаны с выступлениями спортсмена, и поэтому они могут играть критическую роль для них. Иногда родители сами ожидают от спортсменов слишком многого, и их собственное чувство собственного достоинства и идентичности также может быть связано с успехом студента-спортсмена. Если корысть взрослых становится первостепенной, то трудное положение молодого спортсмена, особенно если он испытывает чрезмерный стресс и неудачи, может перейти от очень серьезного к критическому, и для него это может стать вопросом жизни и смерти.

Экстремальные сценарии: самоубийство и суицидальные мысли

К сожалению, аспект "жизни или смерти" такого чрезмерного стресса является реальным. Частота суицидальных мыслей и суицидального поведения достигает пика среди подростков и молодых людей, причем глобальная распространенность суицидальных мыслей в течение жизни составляет от 12% до 33%, а суицидального поведения - от 4% до 9%. Одно недавнее исследование показало, что примерно у каждого шестого спортсмена, участвующего в международных соревнованиях по легкой атлетике, были суицидальные мысли.

Между суицидальными мыслями и следующим шагом к самоубийству может быть тонкая грань, отметил Еллинек. В этот психологический процесс для спортсменов часто вовлечено множество факторов, включая недостаток успехов в спорте и/или неудачи в учебе из-за слишком сильного фокуса на своем виде спорта, что может повлиять на выбор их будущей карьеры (которая может не включать легкую атлетику, потому что они чувствуют, что они недостаточно хороши, чтобы успешно преуспеть в этом виде спорта). Кроме того, властные тренеры, учителя и родители могут делать спортивные достижения студента абсолютным приоритетом. По словам Еллинека, одним из кардинальных элементов депрессии и самоубийства в результате реакции на эти проблемы является крайнее чувство беспомощности.

"Если студенты-спортсмены чувствуют отчаяние из-за упущенных возможностей участия в Олимпийских играх, перехода на профессиональный уровень или поступления в колледж, которые, по их мнению, являются важными для их будущего, чувства потери, безнадежности и беспомощности... могут быстро овладеть ими", - добавил Еллинек.

Другие проявления проблем с психическим здоровьем

Кроме того, педиатрам важно знать о семейном анамнезе подростков, особенно относительно депрессии, тревоги и потребления психоактивных веществ. По словам Еллинека, примерно 30% подростков, чьи родители страдали от депрессии, также будут страдать от депрессии; этот показатель может быть еще выше, если оба родителя страдают от депрессии. Таким образом, педиатры должны быть осторожны и помнить об этом элементе семейного анамнеза при уходе за студентами-спортсменами.

Это нормально и мотивирует студентов-спортсменов испытывать некоторый уровень беспокойства перед соревнованиями. Однако, когда тревога становится серьезной (нарушения сна, чрезмерные затраты на тренировки, которые могут привести к травмам, связанным с перенапряжением, расстройства пищевого поведения, особенно анорексия, которая чаще наблюдается у женщин), это тот момент, когда тревожные звоночки должны быть как для медицинских работников, так и для тех, кто ухаживает за ними.

Переход в старшие возрастные группы

Нормальное развитие подростка — это путь перехода от семьи студента-спортсмена к более значимым инвестициям в других взрослых, таких как учителя, тренеры и консультанты; это также включает в себя поиск групп сверстников, с которыми спортсмен может общаться, и развитие личности на основе этих отношений со взрослыми и сверстниками. Тем не менее, молодые выдающиеся спортсмены нередко преждевременно связываются со спортсменами старшего возраста и, следовательно, подвергаются воздействию деятельности старшей группы, включая секс, наркотики и алкоголь. Педиатры и другие медицинские работники, ухаживающие за учащимися-спортсменами, могут помочь, тщательно консультируя и давая соответствующие рекомендации в отношении соответствующих возрасту тем и развития, а также, при необходимости, направляя их к терапевту.

Хотя быть более молодым спортсменом, играющим в старшей группе, является достижением, такие спортсмены часто пропускают шаги, которые обычно делают ученики их возраста. По словам Еллинека, эта преждевременная ассоциация может иметь далеко идущие последствия с точки зрения нормального развития, соответствующего возрасту. Младшие студенты-спортсмены хотят приспособиться, и им нужны сверстники, которые помогут им отделиться от своей семьи и стать взрослыми. Однако эти сверстники часто слишком стары, и молодые спортсмены могут оказаться в очень сложных социальных ситуациях, к которым они не готовы и не тренировались шаг за шагом. Это может включать в себя преждевременное знакомство с разговорами об алкоголе и сексуальных отношениях и уступку давлению сверстников в отношении тем, не соответствующих возрасту.

«Я считаю, что заботливым врачам, учителям, тренерам и родителям важно следить за младшими учащимися-спортсменами, которые опережают на 3–4 года в своей возрастной группе, и думать о поддержке отношений со сверстниками одного возраста. Понятно, что это может быть очень сложно, потому что эти спортсмены часто находятся в тренировочных лагерях или в местах, где нет таких маленьких детей, как они», — сказал Еллинек.

Лечение студента-спортсмена

Хорошая новость заключается в том, что в последние годы этим стрессовым факторам и тому, как помочь спортсмену преодолеть их, уделяется гораздо больше внимания. «В настоящее время в спортивной психологии все больше уделяется внимания важности практики техник релаксации, мысленных репетиций, отслеживания эмоционального благополучия и других форм когнитивно-поведенческих подходов, которые пытаются максимизировать производительность в контексте ожидаемого стресса», – отметил Еллинек.

Синхронизированные усилия учителей, тренеров и родителей могут помочь смягчить стресс и тревогу, испытываемые молодыми спортсменами. Здесь, по словам Еллинека, крайне важно, чтобы взрослые в комнате осознавали, насколько их личность связана с достижениями ребенка, чтобы они не подталкивали подростка за пределы того, что разумно для собственных потребностей, желаний ребенка или подростка, и общего развития. Педиатры могут надлежащим образом проконсультировать соответствующих взрослых и напомнить им, что давление, которое эти руководящие фигуры оказывают на спортсмена, может негативно повлиять на студента-спортсмена и привести к чрезмерному уровню тревоги и депрессии.

«Взрослые должны взглянуть в зеркало и определить, что действительно важно в их жизни, насколько они будут придавать приоритет легкой атлетике и насколько она действительно значима для них в сравнении с тем, кто спортсмен является как личность. Некоторые могут решить не отправлять студента-спортсмена на тренировку в слишком молодом возрасте, предоставить периоды отдыха, чтобы он мог снять некоторое напряжение или провести время со сверстниками своего возраста, установить нормальные отношения в той мере, в которой это возможно, и проводить осмысленные дискуссии, помещая их в группы, которые значительно старше молодого студента-спортсмена», — сказал Еллинек.

К сожалению, студенты-спортсмены редко обращаются за профессиональной психологической помощью. По словам Еллинека, элитные спортсмены по своей природе подавляют или игнорируют свои эмоции и полностью посвящают себя спорту и совершенству. Частью того, что делает их "великими", является эта единственная направленность, подтверждаемая их высокими достижениями, ощущением удовлетворения, успеха и признания. Это сочетание отрицания и направленности можно наблюдать у многих профессиональных спортсменов, которые ограничивают свою личную жизнь и эмоции, но в итоге могут столкнуться с проблемами, связанными с алкоголем, наркотиками, насилием, преждевременным браком или незаконным материнством. Снова,

«По моему опыту, существуют две группы людей, которые действительно игнорируют свои внутренние эмоциональные потребности. Одна из них - это недавние иммигранты, которым приходится бороться за выживание, поскольку они не могут позволить себе роскошь прислушиваться к своим внутренним эмоциям, пока они не будут в безопасности с финансовой и социальной точки зрения. Другая группа - это люди с высокими достижениями, которые вкладывают всю свою энергию в эти достижения, но на самом деле не обращают внимания на свои эмоции. Особенно для молодых спортсменов требуются сбалансированные взрослые, которые видят, что происходит, внимательно слушают подростка и рекомендуют помощь, когда это необходимо», — сказал Еллинек.

Помимо регулярного контроля за общим физическим здоровьем студентов-спортсменов, помощи в поддержании здорового веса и лечения травм, вызванных избыточными нагрузками, медицинские работники, заботящиеся о подростках и студентах-спортсменах, также должны попытаться обсудить с этими спортсменами аспекты нормального развития. Это включает успеваемость в школе, дружеские связи, увлечения и общее настроение спортсмена, а также семейные отношения, чтобы оценить, существует ли здоровый баланс.

«Педиатры, которые заботятся о элитных спортсменах, вероятно, должны видеть их чаще, чем среднего подростка, и планировать встречи с ними 4 раза в год, а не один раз в год. Очень важно стремиться понять их на личном уровне и быть внимательным к балансу сил в их жизни. Кроме того, они должны стараться обратить внимание на окружающих студента-спортсмена людей, чтобы определить, используют ли другие этого спортсмена или действительно видят общие потребности подростка», — сказал Еллинек.