Медицинские новости и статьи

Внедрение быстрого интерактивного скрининг-теста на РАС в первичную медико-санитарную помощь

На сессии "Новые модели скрининга и диагностики аутизма у детей раннего возраста из разных культур в учреждениях первичной медико-санитарной помощи", представленной на заседании педиатрических академических обществ в 2023 году в Вашингтоне, округ Колумбия, были представлены причины, по которым первичная медико-санитарная помощь должна включать быстрый интерактивный скрининг-тест на расстройства аутистического спектра (РАС).

Все материалы и статьи для пациентов, читайте!

Ведущие Рула Чуэйри, доктор медицинских наук, Кристина Баах, доктор медицины, магистр здравоохранения, Сангита Эльхенс, доктор медицинских наук, FAAP, Джоселин Гуггенхайм, CPNP-PC, и Валери Токатли, бакалавр наук, отметили проблемы, связанные с текущим состоянием диагностики РАС. Недостаток специалистов по диагностике РАС, задержка в диагностике, недостаточное обслуживание населения и длительное время ожидания до 12 месяцев в Соединенных Штатах - вот лишь некоторые примеры, которые обусловливают необходимость в эффективной системе скрининга РАС.

Раннее выявление и вмешательство при расстройствах аутистического спектра (РАС) имеют несколько преимуществ для пациента и могут изменить траекторию развития ребенка. По мнению авторов, нейронные цепи, основы обучения, поведения и здоровья наиболее гибки в течение первых 3 лет жизни. Следовательно, раннее социальное и эмоциональное развитие, а также физическое здоровье могут служить основой для развития когнитивных и языковых навыков.

Учитывая недавно зарегистрированную распространенность аутизма у 1 из 36 детей, ранняя диагностика имеет ключевое значение для предоставления помощи в более раннем возрасте. По данным авторов, менее чем у половины (42%) детей с РАС была проведена оценка развития к 3 годам. У 19% детей с РАС оценка развития была проведена в возрасте от 3 до 4 лет, в то время как у 39% детей с РАС оценка развития производилась после 4 лет.

Сессия показала, что идеальным скринингом РАС второго уровня является тот, который надежен для пациентов в возрасте от 18 до 36 месяцев, легко обучаем воспитателям, педиатрам, медсестрам и практикующим медсестрам, хорошо различает детей ясельного возраста с РАС от детей с нормальным развитием и хорошо вписывается в загруженные рабочие потоки и различные клинические условия.

Быстрый интерактивный скрининговый тест на аутизм у малышей (RITA-T) не зависит от языка, включает 9 интерактивных заданий, которые оценивают задержки в развитии, связанные с РАС, и был валидирован для детей в возрасте от 18 до 36 месяцев. Оценочный лист теста можно перевести на несколько языков. Согласно предоставленному авторами шаблону RITA-T, баллы ниже 12 соответствуют низкому риску РАС, баллы от 12 до 16 соответствуют среднему риску РАС, а баллы выше 16 указывают на высокую вероятность наличия РАС. Каждое задание, основанное на игре, оценивает 1 или 2 аспекта развития, включая совместное внимание, визуальное решение проблем, человеческую деятельность, социальную осведомленность, коммуникацию и самосознание. Три аспекта также учитывают уровень развития ребенка, обозначенный буквой "С" (от слова "cognition"). Реакции ребенка на задания кодируются и оцениваются. Более типичные ответы связаны с более низкими баллами. Общая оценка RITA-T состоит из 9 отдельных оценок за каждое задание.

По мнению авторов, в первичной медико-санитарной помощи существуют проблемы с ресурсами, что приводит к задержкам в диагностике и вмешательстве. Другие проблемы включают недостаточное образование родителей и понимание развития ребенка, а также чрезмерную зависимость от вклада родителей. Финансовые проблемы, такие как страхование, высокие франшизы и недостаточное возмещение, являются вызовом для первичной медико-санитарной помощи и политики. В разных штатах действуют различные политики относительно того, кто может проводить диагностику и кому доступны услуги вмешательства.

По словам авторов сеанса, RITA-T легок в применении, доступен по цене, имеет хорошую валидность в отношении пола, расы и культуры, и не зависит от языка. Авторы предлагают в детских клиниках внедрить систему ускоренного направления для выявления отклонений при использовании скрининга RITA-T. Они также предлагают включить скрининг уровня 2, такой как RITA-T, в обязательную программу обучения всех медицинских работников, которые обслуживают маленьких детей, в Американской академии педиатрии и других организациях, а также расширить обучение социальных работников и воспитателей детских садов.

Наконец, авторы предлагают использовать оценку RITA-T, равную 16 или выше, в качестве диагностического критерия, чтобы не тратить время на оценку по шкале наблюдения за диагностикой аутизма - второе издание и шкале оценки детского аутизма, если другие критерии выполняются.